«Бюджет для граждан» пришёл во все регионы

20 Декабря 2016

Региональные бюджеты в понятном и доступном виде в 2016 году впервые подготовили все без исключения субъекты РФ. Работа над повышением открытости бюджетных данных и бюджетной грамотности населения будет продолжена, в планах — разработка обучающих курсов и повышение прозрачности расходов в рамках приоритетных нацпроектов. Реализация совместного проекта Минфина и Открытого правительства «Бюджет для граждан» обсуждалась 20 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. В ходе заседания был представлен проект «Бюджета для граждан» к закону о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

Начиная реализацию этого проекта, мы ставили задачу повысить финансовую грамотность населения и сделать основной финансовый документ страны — бюджет — более понятным и доступным для каждого. Благодаря усилиям Минфина мы получаем высокие международные оценки в части прозрачности и открытости российского бюджета на федеральном уровне. Уже 4 года подряд по международной оценке прозрачности бюджета мы входим с результатом 74 балла в десятку стран-лидеров. Совместно с Минфином мы смогли за 3 года приступить к реализации этого проекта и на региональном уровне», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Представляя «Бюджет для граждан» на 2017–2019 годы, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что в нём будут полностью отражены особенности бюджета на предстоящую трёхлетку.

Особое внимание будет уделено мерам социальной направленности бюджета. Также будет подчёркнуто, что помимо социальных обязательств особое значение в рамках бюджетной политики мы уделяем развитию приоритетных проектов, которые отобраны Правительством РФ», — сказал глава Минфина.

Особенно важным будет раскрытие бюджетных данных при реализации приоритетного проекта по совершенствованию коммунального хозяйства и развитию благоустройства, считает Михаил Абызов. В рамках этого проекта в 2017 году будут выделяться значительные финансовые ресурсы — 20 млрд рублей — на благоустройство придомовых территорий и дворов.

Одной из задач станет информирование людей о том, на какие объекты направляются эти деньги, а также привлечение граждан к реализации этого проекта в формате как софинансирования, так и трудового соучастия. Основным инструментом раскрытия информации о реализации этого проекта должен стать формат открытого бюджета, который показывал бы перечень объектов, порядок их выбора», — отметил Михаил Абызов.

К работе по этому приоритетному проекту нужно привлекать и проектные центры по инициативному бюджетированию, считает руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Владимир Вагин. Таких центров в России уже 10, а практики инициативного бюджетирования есть в 16 регионах. Общая стоимость проектов по инициативному бюджетированию в 2015 году составила почти 3 млрд рублей, в 2016 году — 4,4 млрд рублей.

Федеральный «Бюджет для граждан» Правкомиссия в целом одобрила, однако некоторые моменты всё же нуждаются в уточнении. Так, по словам Михаила Абызова, требует правильной интерпретации информация о расходах на здравоохранение. В документе необходимо отразить, что совокупные расходы на здравоохранение не уменьшаются, а растут — это связано с порядком оказания высокотехнологичной помощи и порядком расходования средств из ФОМС.

Что касается раскрытия бюджетных данных субъектами РФ, то в 2016 году «Бюджет для граждан» опубликовали все регионы. В 2013 году таких регионов было только 46. Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных в 2016 году по результатам I–II этапов возглавили Оренбургская область, Краснодарский, Красноярский края. Последние строчки рейтинга заняли Липецкая область, Чукотский автономный округ и Калужская область.

Группы с низким уровнем открытости бюджетных данных значительно сократились, а со средним и высоким — расширились, отметил старший научный сотрудник Центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Юрий Белоусов. А вот с открытостью информации о работе общественных советов при региональных министерствах финансов, по его словам, дела обстоят не так хорошо. К общественным советам в 37 субъектах нет никаких претензий по открытости информации об их деятельности, в то время как в 12 субъектах никакой информации о работе общественных советов нет. Ещё в 6 субъектах зафиксированы многочисленные нарушения. По мнению эксперта, необходимо перейти к стандартизации деятельности субъектов в части раскрытия бюджетных данных: меньше внешнего контроля и больше самоконтроля.

По окончании работы над методологическим обеспечением деятельности общественных советов на федеральном уровне Открытое правительство и Общественная палата перейдут к методической поддержке работы общественных советов в регионах, отметил в свою очередь Михаил Абызов. В этой связи Экспертному совету при Правительстве, Общественной палате и Минфину, по его словам, необходимо подготовить рекомендации для организации и развития общественных советов при министерствах финансов в субъектах РФ.

Нам надо задать базовый стандарт, который они затем донастроят. С учётом вертикали Минфина и исполнительской дисциплины, если мы сможем поддерживать качественную работу общественных советов, то субъекты РФ лучше, чем мы, предъявят требования по качественному раскрытию информации, представлению бюджетов в формате открытых данных, по инициативному бюджетированию. Там должна быть сформирована правильная площадка интересантов, а нами она должна быть методологически поддержана», — указал Михаил Абызов.

Что касается просветительской части «Бюджета для граждан», то к 1 марта 2017 года Минфин совместно с Открытым правительством планируют подготовить проект концепции по повышению бюджетной грамотности в РФ. В этом году, как сообщил Антон Силуанов, проводится пилотная апробация курса по повышению бюджетной грамотности для старшеклассников в Башкортостане, Алтайском крае, Пермском крае и Москве. Итоги проекта будут подведены в мае 2017 года на совместной конференции Минфина и Всемирного банка.

Учебные материалы курса в будущем следует разместить в открытом доступе в интернете и сделать их бесплатными для скачивания, сказал руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Марк Агранович. Он также предложил организовать консультационную поддержку школам, которые хотели бы использовать этот курс. Михаил Абызов, в свою очередь, рекомендовал Минфину задействовать инфраструктуру федерального казначейства и ФНС для проведения в школах уроков финансовой грамотности с участием представителей этих ведомств.

В рамках совместной работы Минфина, Финансового университета и Экспертного совета при Правительстве РФ ежегодно проводится открытый публичный конкурс проектов по представлению «Бюджета для граждан». В 2016 году в первом туре конкурса приняли участие 44 проекта, во втором туре — 175 проектов, на 56 больше, чем в 2015 году. Основным направлением развития конкурса станет расширение контингента участников, более активное привлечение молодёжи, студентов не только экономических, но и неэкономических вузов.


Все новости